Ободрыши для вездехода своими руками

Особенности ободрышей как модифицированных шин низкого давления. Преимущества изготовления покрышек с индивидуальным рисунком протектора для вездехода. Плюсы и минусы установки ободрышей на внедорожники.
Ободрыши — один из основных элементов самостоятельно построенного вездехода. Шины низкого давления являются определяющим моментом в придании технике нужной проходимости. Однако приобретение новых покрышек достаточно дорогое мероприятие, поэтому мастера-самоделки нашли способ изготавливать подходящие колеса из старых самолетных, вертолетных и других шин большого размера.
Вездеход Байкал

Для чего нужны ободрыши

Как видно из названия, ободрыши получаются путем обдирания лишней резины с огромных покрышек. В результате значительно улучшаются внедорожные свойства любой машины, даже легкового автомобиля.

Ободрыши ставят на Нивы, Уазики и самодельные вездеходы различной комплектации. При определенном терпении и нужной сноровке изготовить такие шины под силу многим умельцам.

Перед началом работы необходимо определиться, по каким местам будет передвигаться будущий агрегат, от этого зависит рисунок нужного протектора.

Рекомендуем такие варианты:
  • Для сельских дорог с частыми кочками и периодическими грязными путями понадобятся шины с возможностью самоочистки;
  • Снежные и песчаные поля уверенно преодолеют покрышки с близким расположением выступающих элементов;
  • Для болотоходов подойдет протектор с низким рисунком, дающий наилучшее сцепление с мягким грунтом.
Комплект ободрышей

Плюсы и минусы ободрышей

Популярность ободрышей среди любителей вездеходной техники вызвана многими достоинствами этих особенных колес.

К плюсам относятся:
  • Отличное сцепление с дорогой. Это свойство повышает безопасность движения на вездеходной технике по пересеченной местности

  • Уменьшение веса по сравнению с изначальным весом шины. За счет снятия нескольких слоев резины большие колеса становятся легче и могут устанавливаться на легковые машины небольшой мощности.

  • Низкое давление. Большая площадь сцепления с дорогой позволяет преодолевать зыбучие поверхности, а уровень давления можно регулировать в зависимости от вида выбранного пути.

  • Меньшая стоимость. Изготовление ободрышей обойдется дешевле, чем приобретение новых шин низкого давления, хотя разница в цене не слишком велика. Однако из-за популярности данного вида шин в стране остается все меньше доноров для изготовления ободрышей, т.к. используется бывшая в употреблении резина. Поэтому стоимость их выросла почти вдвое за два последних года.

  • Бережное отношение к почве. Ободрыши можно ставить на технику для сельского хозяйства и проезда по заповедным лесам без ущерба для плодородного слоя или особо охраняемой растительности.
По бездорожью
Недостатки ободрышей в основном происходят из-за вторичности их происхождения и использования по сравнению с новыми шинами низкого давления.

  • Повышенный износ. Ободрыши представляют собой переработанные заводские колеса с неизвестной историей эксплуатации, что сокращает их срок службы.

  • Неустойчивость конструкции при установке на легковушки. При изменении заводских габаритов на машине следует ездить более аккуратно во избежание переворачивания.

  • Быстрое стирание при езде по асфальту и твердым дорогам. Уменьшение толщины протектора хорошо для передвижения по мягким грунтам, а вот на трассах следует двигаться поменьше и помедленнее.

  • Повышенный риск прокола шины. Происходит по причине изменения конструктивных параметров покрышки и увеличения эластичности в пользу проходимости.

  • Увеличение нагрузки на трансмиссию. Детали подвески на шинах ободрышах подвергаются высокой нагрузке, что приводит к частым ремонтам.

  • Отсутствие гарантии. Приобретение бывших в употреблении шин сродни лотерее, может попасться комплект с большим количеством проколов, а иногда и значительных порезов.

  • Дополнительные расходы на автогерметик, который нужно заливать в шину после установки на диск, чтобы заделать проколы.
Вездеход Байкал на ШНД

Как самостоятельно сделать ободрыши

Чтобы изготовить ободрыши своими руками из тракторных или грузовых покрышек потребуется набор инструментов, доступный каждому мастеру:
  • Строительный или канцелярский нож с большим количеством лезвий;
  • Шило;
  • Зажимы или струбцина;
  • Шаблон и маркер или мел;
  • Лебедка (лучше электрическая).
Дополнительно пригодятся молоток и кусачки.
Порядок работы по изготовлению ободрышей:
1.     Вымыть и высушить исходное колесо

2.     Нанести маркером или мелом новый рисунок протектора по всей поверхности шины. Не полагайтесь на свой глазомер, используйте единый шаблон.

3.     Удалить проволоку со внутреннего периметра шины. Для этого следует сделать надрез на расстоянии около 1,5 см от края и убрать первый прямоугольник резины. Внутри увидите пучок проволоки, его нужно подцепить крюком и вытащить при помощи лебедки или отвертки.

4.     Следующим шагом идет собственно обдирка шины по намеченному шаблону. По краю окружности делают надрезы, клещами фиксируют полученное отверстие, а куски резины снимают лебедкой или ручным способом. Практические рекомендации как самому сделать ободрыши с наименьшими усилиями можно найти во многих видео в сети.

5.     После удаления ненужной резины необходимо выровнять и зачистить поверхность шины наждачкой.

6.     Формируем новый каркас для шины, свариваем стальные пластины и диски.

7.     Надеваем новую камеру на полученный каркас и устанавливаем колеса на вездеход.

В итоге получаем внедорожный автомобиль или каракат на шинах низкого давления.

Для бескамерных шин с низким давлением высок риск разбортирования колес, особенно при движении по рыхлым и мягким почвам.

Для решения данной проблемы шины крепят на диск с помощью бэдлоков. На внешнем крае колеса устанавливают два металлических кольца с отверстиями, край покрышки вставляют между ними и зажимают с помощью болтов. Такое устройство обеспечивает надежное соединение покрышки с бортом колеса.

Изготовление ободрышей

Вам могут понравиться статьи: